Одним из направлений расходования средств Минздравсоцразвития России являются средства по бюджетной классификации 055/10/05/081000/196 (Социальная политика), которые расходуются на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Управление программами НИОКР является одним из процессов в Минздравсоцразвития России, требующим оперативного управления.
Управление программами НИОКР имеет следующие признаки управления проектом:
- деятельность направлена на создание уникального результата;
- деятельность ограничена по срокам (согласно календарному плану работ);
- последовательная реализация работ (можно выделить общие этапы инициации, планирования, реализации и завершения);
- деятельность ограничена по ресурсам (финансовым и людским);
- требуется назначение руководителя для целей планирования, организации, координации ограниченной по времени деятельности;
- значительная длительность (более 2 недель – 1 месяца);
- задачи можно детализировать и объединить в управляемые блоки (например, разделить по этапам);
- деятельность завершается достижением конкретного результата;
- требуется работа с подрядчиками – исполнителями по НИОКР;
- сотрудники, выполняющие задачи, могут быть объединены во временную команду для лучшей управляемости;
- требуется формирование календарно-сетевого графика для целей контроля своевременного исполнения вех по программам НИОКР;
- требуется управление ресурсами (людскими, материальными);
- требуется управление качеством НИКР (сбор требований к качеству, проверки качества продуктов и процесса управления программами НИОКР, организация процедуры приемки результатов и т.д.);
- требуется управление изменениями (содержанием), т.е. контроль объемов работ по программами НИОКР и согласование изменений с руководством;
- результаты работы имеют значение как полезный опыт для других программ НИОКР.
Для формализации процесса управления программами НИОКР могут быть использованы методы и технологии управления проектами.
По результатам исследований, выполненных в рамках ФЦП «Электронная Россия» (2002 – 2005 г.г.), было предложено использовать реинжиниринг (описание процессов «как есть», улучшение процессов, описание «как должно быть») для формирования общей модели управления программами НИОКР в органах государственной власти.
Цели и задачи создания и использования модели управления программами НИОКР для Минздравсоцразвития России:
- описание процесса для улучшения его понимания участниками процесса;
- с точки зрения мероприятий второго этапа административной реформы описание административных процессов для создания административного регламента. Мероприятия ФЦП «Электронная Россия» требуют описания процессов для их последующей автоматизации;
- повышение эффективности исполнения процесса управления программами НИОКР через закрепление ответственности за конкретными участниками процесса;
- постановка задач для информационно-технологических решений в рамках подготовки создания электронных административных регламентов.
Модель управления программами НИОКР в Минздравсоцразвития России можно представить в виде следующих компонентов:
1. Обеспечивающие задачи управления:
- Организационная составляющая.
- Методическая основа.
- Средства управления.
- Организационно-регламентная база направления управления программой.
2. Функциональные задачи управления – инициация программ НИОКР, формирование плана программ НИОКР, мониторинг и контроль хода выполнения программ НИОКР, закрытие программ НИОКР.
Описание процесса управления программами НИОКР в Минздравсоцразвития России было выполнено в соответствии с Положением об организации работ по формированию и выполнению плана научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по заказам Минздравсоцразвития России в социально-трудовой сфере, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16 марта 2007 г. № 171.
Описание процесса управления программами НИОКР обеспечивает выполнение отдельных этапов управления программами НИОКР: процесс формирования Предложений Департаментами в план НИОКР, процесс формирования плана НИОКР и группировка НИОКР в программы, процесс формирования конкурсных лотов, процесс подготовки конкурсной документации, процесс подготовки и проведения конкурса, процесс заключения государственного контракта, процесс приемки окончательных результатов НИОКР.
При описании процесса управления программами НИОКР в Минздравсоцразвития России были использованы классификации по Департаментам (заказчикам НИОКР), по тематике лотов, по тендерам. По перечисленным критериям классификации НИОКР были объединены в программы НИОКР.
Каждому участнику в процессе управления программами НИОКР была назначена роль. Роль определяет функции участника в процессе управления программой НИОКР. В зависимости от роли каждый участник программы НИОКР имеет разные уровни ответственности и полномочия в принятии решений. Для каждой роли был определен перечень возможных исполнителей (их должности или подразделение Минздравсоцразвития России). Один специалист мог исполнять несколько ролей.
В процессе управления программами НИОКР в Минздравсоцразвития России были выделены следующие роли (таблица 1):
Таблица 1. Роли в процессе управления программами НИОКР
Роль
|
Определение в процессе управления расходования средств по бюджетной классификации 055/10/05/081000/196
|
Руководитель
|
Министр, Заместители Министра, Директор Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы
|
Ответственный исполнитель
|
Директор Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы, начальник отдела прогнозирования социальной защиты и социального обеспечения.
|
Исполнители
|
Директора Департаментов (ответственные исполнители от Департаментов, ответственные исполнители конкретных НИОКР):
- Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы.
- Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства.
- Департамента трудовых отношений.
- Департамента развития социальной защиты.
- Департамента фармацевтической деятельности, региональной и информационной политики по вопросам здравоохранения и социального развития - Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения.
- Финансово-экономического Департамента.
- Правового Департамента.
- Департамента по международному сотрудничеству и связям с общественностью.
|
Общая модель процесса управления программами НИОКР описывает следующие этапы (рисунок 1):
- Формирование предложений Департаментами в план НИОКР.
- Формирование плана программ НИОКР на следующий отчетный период (год).
- Подготовка проекта конкурсной документации, подготовка описаний лотов Заказчиками. Для данного этапа отдельно было сформировано описание процесса «Формирование конкурсных лотов».
- Подготовка конкурсной документации.
- Проведение конкурса. Для данного этапа отдельно было сформировано описание процесса «Подготовка и проведение конкурса».
- Заключение контрактов. Для этапа было отдельно сформировано описание процесса «Заключение государственного контракта».
- Сопровождение заключения контрактов.
- Процедура приемки работ по проектам. Для этого этапа было отдельно сформировано описание процесса «Приемка окончательных результатов проекта».
- Анализ выполнения плана и результатов работ.
Приведенное выше графическое описание процесса иллюстрирует общий подход к описанию различных процессов управления в Минздравсоцразвития России. Применяя методы и инструменты моделирования процессов управления, можно формализовать и оптимизировать ключевые, наиболее значимые процессы организации.
Формализованное описание процессов и использование средств моделирования позволило наблюдать за процессами и управлять ими в режиме реального времени, то есть, обнаруживать тенденции и изменения и оперативно реагировать на них. Система реагирования на изменения в процессах была построена с использованием специализированных программно-аппаратных комплексов – информационных систем управления.
Описание процессов и работа с процессами в информационной системе управления позволила:
- автоматически передавать знания в процессе;
- быстро перенастраивать процесс;
- непрерывно передавать знания от одного сотрудника к другому;
- обеспечить взаимозаменяемость исполнителей;
- обучать новых сотрудников;
- контролировать процесс управления;
- автоматически информировать руководство о ходе и результатах процесса;
- обеспечить регулярный мониторинг процесса руководством.
Функции участников процесса управления программами НИОКР в Минздравсоцразвития России
Руководитель имеет возможность контролировать процесс управления программами НИОКР в целом:
- Получать сводную информацию о ходе выполнения работ каждого НИОКР и по всему процессу в совокупности.
- Своевременно получать информацию о критических отклонениях по срокам и другим параметрам работ в процессе управления НИОКР.
- Рассматривать сводную отчетность по программам НИОКР в разрезе Департаментов Минздравсоцразвития России.
- Принимать решения об изменениях в ходе выполнения работ по НИОКР;
- Отслеживать финансовые потоки по программам НИОКР.
- Получать отчетность и документы по управлению программами НИОКР.
- Утверждать список Предложений в план НИОКР и поступивших Описаний лотов от Департаментов.
Ответственный исполнитель выполняет следующие функции:
- Контроль хода выполнения плана НИОКР с разбивкой по программам.
- Анализ сводной информации по программам НИОКР.
- Формирование сводного плана программ НИОКР Минздравсоцразвития России на отчетный период (год).
- Внесение информации по НИОКР в информационную систему управления.
- Планирование и координация расходного бюджета программ НИОКР.
- Постановка задач для Исполнителей по плану НИОКР с использованием информационной системы управления.
- Контроль ход выполнения сводного плана программ НИОКР.
- Отчетность перед Руководителем о ходе выполнения программ НИОКР.
- Контроль архивирования конкурсной и другой документации по НИОКР.
- Контроль актуальности списка Описаний лотов в соответствии с датами подачи заявок в план НИОКР.
- Просмотр документации по окончательным результатам работ по НИОКР.
В ходе реализации программ НИОКР Исполнитель:
- Регулярно обновляет информацию о ходе выполнения задач по НИОКР.
- Регулярно проверяет персональные разделы информационной системы на предмет появления новых задач и запросов.
- Формирует первоначальный вариант Предложения в план НИОКР.
- Передает на рассмотрение Руководителю и Ответственному исполнителю оформленные Предложения в план НИОКР.
- Осуществляет анализ документации по окончательным результатам работ по НИОКР.
В результате выполненного описания процесса управления программами НИОКР в Минздравсоцразвития России и создания информационной системы для управления НИОКР:
- Формы документов в процессе управления программами НИОКР были унифицированы.
- Для руководства стала доступна совокупная информация для принятия управленческих решений.
- Был организован процесс электронного документооборота для согласования Предложений в план НИОКР.
- Был создан архив для хранения документации по НИОКР.
- Время коммуникаций участников в процессе управления программами НИОКР было сокращено.
- Был разработан общий подход к описанию процессов управления в Минздравсоцразвития России.
Список литературы к статье:
- Положение об организации работ по формированию и выполнению плана научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по заказам Минздравсоцразвития России в социально-трудовой сфере, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16 марта 2007 г. № 171.
- Разу М.Л и др. Управление программами и проектами. М.: ИНФРА-М, 1999. 435 с.
- Алёшин А.В., Воропаев В.И., Любкин С.М., Михеев В.Н., Полковников А.В., Секлетова Г.И., Титаренко Б.П., Титаренко Р.Б, и др. Управление проектами: Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами. - М.: СОВНЕТ - КУБС, 2001.
- Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами: Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2002. 464 с.