Способы повышения оперативности и качества формирования отчета об основных результатах деятельности по целевым программам и национальным проектам в Минздравсоцразвития России

Управление реализацией национальных проектов и целевых программ в социальной сфере, предполагает выполнение организационно-управленческих процедур, направленных на достижение поставленных целей по каждому проекту и программе. К числу этих процедур относятся следующие:

1. Утверждении целевых программ и национальных проектов в установленном действующем законодательством порядке.

2. Утверждение основных мероприятий, целевых показателей и объемов финансирования по каждому разделу проекта или программы, утверждение форм отчетности и ее периодичности.

3. Разработка министерствами (департаментами) субъектов РФ сетевых графиков выполнения всех намеченных мероприятий по приоритетным направлениям национальных проектов целевых программ и освоения выделяемых объемов финансирования, представление этих графиков в соответствующие федеральные структуры.

4. Регулярная (ежемесячная, квартальная и годовая) отчетность региональных органов управления по утвержденным формам ведомственной (отраслевой) принадлежности.

5. Ежеквартальное проведение по федеральным округам селекторных совещаний и тематических заседаний советов по проблемам реализации национальных проектов и целевых программ с выработкой рекомендаций.

6. Обсуждение проблемных вопросов и новых задач на заседаниях совета при Президенте РФ с принятием соответствующих установок и указаний по совершенствованию проводимой работы в рамках национальных проектов и целевых программ.

Совокупность данных процедур позволит обеспечить планомерную координацию организаций и других ресурсов для реализации национальных проектов и целевых программ, соответствие хода реализации программ и проектов поставленным целям и критериям успеха, своевременное принятие решений о необходимости внесения изменений в планы мероприятий, определение необходимых изменений, их утверждение и применение.

 

Контроль результативности выполнения ФЦП осуществляется в форме:

  • ревизии (система обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в пределах проверяемого периода хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц);
  • обследования (оперативное выявление реального положения дел по фиксированному кругу вопросов в целях определения уровня целесообразности детальной их проработки и необходимости проведения детальной проверки);
  • анализа (системное исследование отдельных вопросов деятельности экономического субъекта);
  • документального контроля (проверка финансовой отчетности и документации);
  • контроля выполнения (объективная и систематическая проверка фактических данных для оценки качества работы экономического субъекта, полноты исполнения возложенных на него функций в рамках целевых программ и проектов на основе регулярно предоставляемой отчетности).

 

Необходимым условием действенного управления любой программой и проектом является наличие эффективной системы оперативного контроля (мониторинга) за ходом ее выполнения. Кроме того, для нормального осуществления контроля за реализацией программы первостепенное значение имеет отчетность сторон, участвующих в осуществлении программных мероприятий.

 

По результатам анализа материалов Правительства о рассмотрении хода реализации федеральных целевых программ и национальных проектов, можно сделать следующие выводы об организации достоверной и своевременной отчетности по целевым программам и национальным проектам:

1) Отсутствие адекватной отчетности не позволяет воплотить ключевой принцип программно-целевого метода, а именно: формирование перечня федеральных целевых программ и национальных проектов и определение объемов средств на их реализацию в зависимости от реально получаемых результатов. Согласно утвержденному Правительством порядку госзаказчики программ должны представлять государственную статистическую отчетность в Росстат, а в Минэкономразвития России – годовые и ежеквартальные отчеты. Отчеты о ходе реализации федеральных целевых программ предоставляются в Минэкономразвития России со значительным опозданием. В ряде случаев в материалах не приводятся объективные данные, позволяющие оценить эффективность реализации программ, конкретные полученные результаты. Нарушались форматы представления отчетных данных, разработанные Минэкономразвития России, не учитывались методические рекомендации по подготовке отчетов.

2) Работа по организации текущего мониторинга реализации федеральных целевых программ и национальных проектов, осуществляемая по поручениям Правительства Российской Федерации, по существу срывается государственными заказчиками. Объем и состав квартальных и ежемесячных отчетов, получаемых от государственных заказчиков, недостаточен для проведения оценки. Это не позволяет сформировать систему сбора достоверной информации о реализации программ для ежеквартального доклада на заседаниях Правительства Российской Федерации. Недопустимо медленно представляются заказчиками для согласования  поквартальные показатели эффективности и уточненные целевые индикаторы по действующим программам. Представляемые материалы неконкретны и часто не корреспондируются с утвержденными в федеральных целевых программах. Несмотря на наличие рекомендаций по структуре отчетов госзаказчиков о ходе реализации программы, отчеты по различным программам, как правило, плохо сопоставимы между собой.

3) Мониторинг целевых программ и проектов обычно сводится к мониторингу отдельных мероприятий, при этом отслеживается не столько решение поставленных задач, сколько выполнение запланированных объемных показателей по мероприятиям. Мониторинг не встроен в систему принятия решений и рассматривается как разовая задача в обеспечение подготовки ежегодного отчета госзаказчика о реализации целевой программы.  Сбор данных о ходе реализации программы носит фрагментарный характер и не подчинен решению задач оценки эффективности.

4) Существующая система отчетности, по сути, не ориентирована на анализ результативности программ, поскольку представляемые государственными заказчиками отчеты не дают однозначного представления об экономическом содержании программных расходов, не позволяют в полной мере оценить выполнение планов и достижение целей программ и проектов. В подавляющем большинстве случаев они не содержат анализ выполнения поставленных в программе задач, а представляют собой фактографию реализованных мероприятий. В качестве проблем обычно называются недостаточное финансирование из бюджета, недостаточный уровень софинансирования и проблемы реализации инвестиционной составляющей программы. Крайне редко в отчет включаются в том или ином виде планируемые меры по решению возникших проблем, предложения по изменению механизма реализации программы, сведения о недостатках в работе по реализации программы отдельных структурных подразделений, о персональной ответственности тех или иных лиц за проблемы в управлении. 

 

Так, например, данные Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы о подготовке еженедельной отчетности о результатах деятельности Минздравсоцразвития России, в том числе в рамках выполнения мероприятий по целевым программам и национальным проектам свидетельствуют о низком качестве отчетности и необходимости привлечения большого количества сотрудников для их подготовки. Еженедельно в процессе подготовки отчетности задействовано около 20 сотрудников: по одному Исполнителю от каждого департамента Минздравсоцразвития России, подведомственных федеральных служб, федеральных агентств и курируемых внебюджетных фондов для подготовки отчетности о выполненных мероприятиях,  а так же ответственного от Департамента анализа  и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы для сведения данных от департаментов, подведомственных служб и агентств в единый отчет. 20% Исполнителей не предоставляет отчетность своевременно,  15 % Исполнителей  предоставляет отчетность, выполненную с нарушениями установленных форм, сводный отчет о результатах деятельность часто не отражает фактического положения дел, выявленных в отчетном периоде проблем, требующих принятия необходимых управленческих решений.

Рассмотренный пример и приведенные выше выводы свидетельствуют о необходимости в:

1) обеспечении оперативного обмена управленческой информацией в процессе подготовки отчетности.

2) сокращении временных и человеческих ресурсов на подготовку отчетности.

В соответствии с «Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года № 1244-р, основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления, что предполагает в первую очередь повышение уровня оперативности обмена управленческой информации.

В качестве предложений по сокращению временных ресурсов и повышению качества формирования отчетности об основных результатах деятельности в Минздравсоцразвития России была использована  информационная система для обмена информацией.

Основным назначением системы оперативного обмена управленческой информацией (далее – Система) является повышение качества процесса подготовки отчетности в соответствии с Приказом от 24 июня 2005 г № 419 «О еженедельном представлении информации об основных результатах деятельности Минздравсоцразвития России».

В процессе подготовке отчетности с использованием Системы принимают участие следующие группы пользователей:

  • Исполнители от Департаментов, от федеральных служб и агентств, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России.
  • Ответственный исполнитель от Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы.

Каждый Исполнитель от Департамента Минздравсоцразвития России, службы или агентства, находящийся в ведении Минздравсоцразвития России, в процессе формирования еженедельного отчета работает в своей рабочей области в Системе.

Работа Исполнителя по созданию или редактированию информации в процессе формирования еженедельного отчета начинается с момента получения Извещения от Ответственного исполнителя (получение прав доступа в Системе) и заканчивается после истечения сроков, указанных в Извещении. После этого созданная информация доступна Исполнителю только для чтения и копирования.

В папке своего департамента Исполнитель имеет возможность заполнять карточки еженедельного отчета (Рисунок 1.Форма еженедельного отчета для заполнения еженедельного отчета). Форма для заполнения еженедельного отчета обновляется в случае необходимости в он-лайн режиме Ответственным исполнителем.

Ответственный исполнитель может просматривать и редактировать еженедельные отчеты от Исполнителе и создает сводный еженедельный отчет о результатах деятельности (Рисунок 2. Формирование сводного отчета на основе еженедльных отчетов от Исполнителей).

Система позволяет сформировать общий подход к совершенствованию взаимодействия Минздравсоцразвития России с подведомственными службами и агентствами в рамках процесса контроля и поддержки принятия управленческих решений. Результаты опытной эксплуатации Системы позволили сделать выводы о повышении оперативности подготовки отчетности.

 

Список литературы к статье:

  1. Приказ от 24 июня 2005 г № 419 «О еженедельном представлении информации об основных результатах деятельности Минздравсоцразвития России».
  2. «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года № 1244-р.
← Все альбомы