Использование проектного подхода для управления целевыми программами в Минздравсоцразвития России

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектах, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

В последние годы требовательность государства к ФЦП, их качеству и результативности существенно возросло. Это было обусловлено тем, что целевые программы стали рассматриваться как важнейший инструмент реформирования бюджетного процесса.

Однако, несмотря на реализуемые в последнее время меры по более эффективному использованию преимуществ федеральных целевых программ, сложившиеся процедура и методология их разработки и реализации не полностью соответствуют требованиям программно-целевого метода планирования.

Цели и ожидаемые результаты многих федеральных целевых программ сформулированы аморфно, без четких критериев и индикаторов оценки их достижения, значительная часть федеральных целевых программ ориентирована на функции, не относящиеся к компетенции федеральных органов государственной власти, отсутствуют четкие процедуры финансового обеспечения (в том числе увязка между бюджетными и внебюджетными источниками) и соблюдение жестких бюджетных ограничений (соответствие предполагаемых ассигнований на реализацию действующих программ реально имеющимся ресурсам), административная ответственность за реализацию той или иной программы в большинстве случаев размыта между несколькими федеральными органами исполнительной власти.

По результатам экспертизы целевых программ можно отметить, что только по каждой десятой целевой программе процедура управления  адекватна поставленным задачам и подходам к ее решению, а по каждой второй программе управление оценено как неудовлетворительное.

Отсутствие адекватной отчетности не позволяет воплотить ключевой принцип программно-целевого метода, а именно: формирование перечня федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы и определение объемов средств на их реализацию в зависимости от реально получаемых результатов. Работа по организации текущего мониторинга реализации федеральных целевых программ, осуществляемая по поручениям Правительства Российской Федерации, по существу срывается государственными заказчиками. Объем и состав квартальных и ежемесячных отчетов, получаемых от государственных заказчиков, недостаточен для проведения оценки.

Для решения проблем в процессе управления программой в органах государственной власти, по мнению автора целесообразно применять методические наработки и инструментарий управления проектами,  используемые государственными корпорациями и крупными холдингами, первостепенное значение имеет формирование Системы управления программой.

Формирование Системы управления программой как информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности органа государственной власти позволит обеспечить высокую оперативность не только процессов управления программами, но и способствовать существенному улучшению координации и мониторинга хода работ подразделений внутри Министерства.

По мнению автора, Систему управления программами Министерства целесообразно формировать как систему, включающую следующие компоненты:

  1. Организационная составляющая.
  2. Методическая основа.
  3. Средства управления.
  4. Организационно-регламентная база направления управления программой.

Совершенствование организационного механизма программно-целевого планирования, по мнению автора, должно происходить при рациональном разделении плановых функций между различными уровнями управления. По мнению автора, состав  участников организационной структуры управления программой зависит от конкретного этапа программы, перечень которых определен жизненным циклом программы.

Система управления программами Министерства должна оптимизировать работу над программами на всех уровнях управления:

1. На уровне стратегического управления (руководство организации) Система управления программами предоставит возможность включать в портфель наиболее приоритетные мероприятия, оптимизировать распределение ресурсов и видеть сводную картину деятельности по всему портфелю, включая наборы ключевых показателей эффективности, отчеты сотрудников и детальный анализ хода программ и проектов, входящих в состав программ. Руководство на основе поставленных целей и сформулированной миссии отслеживает реализацию стратегических целей.

2. На уровне портфеля программ и проектов моделирование портфеля предоставляет качественную оценку риска выполнения выбранных к реализации программ, с учетом загрузки имеющихся в организации ресурсов.

3. На уровне управления текущими операциями программ и проектов, система управления программами обеспечит полный контроль текущей деятельности и работы каждого исполнителя.

Мероприятия по созданию Системы управления программой в Минздравсоцразвития России, по мнению автора, целесообразно реализовывать в форме ведомственной целевой программы (ВЦП).

Предлагаемый автором проект ВЦП разработан в обеспечение реализации Концепции проводимой административной реформы в Российской Федерации в части ускорения социально-экономического развития страны и повышения эффективности государственного управления. Данная Концепция была одобрена Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Повышение эффективности и прозрачности управления, а также контроля над распределением бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ в рамках Минздравсоцразвития России, на данный момент не представляется возможным без использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности департаментов Министерства. Формирование информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности Минздравсоцразвития России позволит обеспечить оперативность не только процессов контроля над распределением бюджетных средств,но и способствовать эффективности координации имониторингаработподразделений внутри Министерства.

Таким образом, учитывая тот факт, что информация об основных результата детальности Министерства по вопросам реализации целевых программ крайне разобщена, необходимо создание Системы, которая будет являться инфраструктурой Министерства и обеспечит сбор исходной информации для организации функционирования элементов проектного управления в Минздравсоцразвития России. Система управления программами в Минздравсоцразвития России обеспечит:

  • прозрачность, объективность, непрерывность процесса управления программами и проектами, входящими в состав программ;
  • контроль за выполнением обязательств по программам;
  • объективность принятия решений на всех уровнях.
На сегодняшний день в Российской Федерации имеется успешный опыт внедрения информационных систем в государственном секторе. Успешность данных решений определяется локальными задачами. Ряд систем позволил достичь сравнительно высоких показателей в области информационных взаимодействий, оказания услуг населению.

ВЦП, предлагаемую к реализации, можно отнести к мерам по расширению сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.

В результате реализации ВЦП ожидается:

  • создание единой технологической, информационной,  методологической, организационной среды для обеспечения  элементов проектного управления в Минздравсоцразвития России, как на региональном, так и на муниципальном уровнях;
  •   повышение прозрачности, непрерывности процесса управления программами и проектами, входящими в состав программ, контроль за выполнением обязательств и объективности принятия решений на всех уровнях.

Главными потребителями результатов ВЦП в Минздравсоцразвития России являются департамент анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы и соответствующие подразделения подведомственных служб и агентств.

Управление реализацией мероприятий ВЦП будет осуществляться в установленном порядке  в Минздравсоцразвития России департаментом анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы на базе информации о ходе реализации соответствующего план-графика работ.

Для обеспечения реализации программы необходимы организационные, технические, кадровые, финансовые ресурсы. Все ресурсы, за исключением финансового ресурса, обеспечиваются Минздравсоцразвития России и сторонними организациями. При этом предлагается выполнять финансирование указанных работ из бюджетапринимаемых обязательств.